Правильное похудение

Закономерности в тренировке организма

здоровье

Крепко сбитый, коренастый паренёк зашёл однажды со своими друзьями на стадион. Глядя на худеньких бегунов из секции лёгкой атлетики, усмехнулся: «Подумаешь, чемпионы! Если захочу, то на спор могу в два раза быстрее пробежать!» Поспорили. На дистанции паренёк почувствовал, что дыхания не хватает, застучало в висках, закружилась голова: наступило острое кислородное голодание.

Как же так? На первый взгляд крепкий парнишка. А не выдержал.

…Холодным сентябрьским днём группа школьников- туристов остановилась отдохнуть на берегу подмосковной реки Вори. Речка быстрая, норовистая. И в жаркие летние дни вода в ней не очень-то тёплая.

Двое ребят вдруг стали раздеваться, явно намереваясь искупаться. «Вы что? Холодно же!» — пытались их остановить.

«Не волнуйтесь,- успокоили друзей ребята,- Мы привычные. Без пяти минут моржи».

Они без труда переплыли реку, а когда повернули обратно, к воде подошёл ещё один мальчик.

«Без пяти минут моржи» закричали, что вода холодная, течение быстрое, но остальные ребята стали его подзадоривать: «А ты сразу ныряй, не трусь!»

Мальчик боязливо пробовал ногой воду, растирал руками тело, которое покрылось гусиной кожей. Наконец решился. Вода обожгла холодом. У мальчика быстро свело ногу, хорошо, что недалеко отплыл. С помощью ребят выбрался из воды. А потом, пока переодевался в кустах, совсем замёрз.

В результате целую неделю проболел.

Вожатая сокрушалась: «Надо же такому случиться! И всего-то на пять минут от группы отошла, грибов поискать…»

У нее, конечно, были неприятности, а купальщикам серьёзное порицание за нарушение походной дисциплины.

Два эпизода. Но и ты, дорогой читатель, мог бы припомнить ещё много случаев, когда нарушалось очень важное правило сохранения и укрепления здоровья — постепенность.

Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: развития мускулатуры и выносливости, воспитания прямой осанки и закаливания, усвоения учебного материала и овладения ремеслом.

Небрежение этим законом приводит к печальному итогу.

Рядом с этим законом неразрывно следует и второй — систематичность.

В старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днём увеличивалась и нагрузка атлета.

Древний мудрец говорил: «Познай самого себя». Для нашего третьего закона можно повторить: познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить свое тело, свою волю. Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма удивительны.

Вспоминает Герой Советского Союза С. Борзенко:

«Физическая закалка очень пригодилась мне на войне. Без преувеличения скажу, что, если бы я с детства не тренировал свое тело и волю, меня бы уже двадцать раз могли убить. Однажды в катер, на котором я шёл, попал снаряд и затопил его. Два километра в одежде, с оружием плыл я в ледяной воде, выбрался на берег и даже не получил насморка. И все потому, что наш школьный учитель гимнастики привил нам любовь к физической тренировке. Мы, ученики 30-й харьковской школы-семилетки, ежедневно зимой и летом принимали холодный душ, растирали кожу мохнатым полотенцем и перестали бояться холода.

Мне пришлось воевать на Черноморском побережье. Я купался в море в декабре, январе и феврале, и никакой грипп ко мне не приставал. На снежных склонах Кавказских гор я спал безмятежным сном, завернувшись в плащ-палатку, потому что с детства закаливал свой организм».

Ребята любят мечтать: «Вот вырасту — буду лётчиком, буду знаменитым путешественником-географом, знаменитой балериной, буду хирургом…» Это хорошо, когда человек мечтает, это замечательно, когда есть цель.

В достижении заветной цели тебе очень поможет крепкое здоровье.

Мне довелось получать письма от ребят, имеющих серьёзные физические недостатки: резкое снижение зрения, глухота, отсутствие руки в результате увечья и др.

В одних письмах полное отчаяние, в других — просьба дать совет, что делать, как найти место в жизни. Нелегко отвечать на такие письма.

В каждом письме своя судьба, своя тревога, своя беда.

…При испытании нового самолёта произошла авария. Лётчик Анохин остался жив, но лишился глаза, значит, летать он больше не сможет: ведь только двумя глазами можно оценить расстояние до взлётной площадки при посадке скоростного самолёта.

Но лётчик не сдался. По книгам изучил строение глаза. Его часто видели в тире. Прогулка в лес тоже тренировка. Вот вдали два дерева. Каково расстояние между ними? Четыре метра! Вымеривает рулеткой — ошибся совсем немного. День за днём продолжается тренировка зрения. На комиссии Анохин выдержал испытание. И снова самолёты. Сначала тихоходы, затем скоростные.

Как-то после беседы с семиклассниками ко мне подошла одна школьница и сказала: «Вы рассказывали про героев, как они, имея большие физические недостатки, тренировались и стали опять в строй. У меня нет увечий, но я некрасивая. А как стать красивой? Какие нужны… тренировки, что ли?»

Письмо довольно задиристое, потому что Ира, категорически требуя ответа на свой вопрос: «Как быть красивой?» — советует не печатать вместо этого «длинную статью какого-то писателя о том, что внешность не имеет никакого значения».

Сначала, Ира, позволь мне сказать, что не припоминаю, кто из русских классиков или современных советских писателей так говорил. Но вот возьмём, к примеру, рассказ А.П. Чехова, который очень подходит к теме нашего разговора. Он так и называется: «Красавицы». «Действительно прекрасного… у нее были одни только белокурые, волнистые, густые волосы, распущенные и перевязанные ленточкой, все же остальное было или неправильно, или не очень обыкновенно… Весь секрет и волшебство ее красоты заключалось именно в… мелких, бесконечно изящных движениях, в улыбке, в игре лица …в сочетании тонкой грации этих движений с молодостью, свежестью, с чистотою души, звучавшего в смехе и в голосе…»

Пожалуйста, вдумайся в эти фразы. Можно не иметь правильных черт лица и быть красивой. Дело ещё и в умении держаться, улыбаться, разговаривать, умении одеваться, причёсываться, скрадывать свои физические недостатки, умении показать себя «применительно к своему возрасту», оставаясь при этом естественной. Мудрено, не правда ли?

Но как овладеть такими качествами, чтобы девочку считали если не красивой, то привлекательной, ведь наш читатель требует конкретных советов? В другом рассказе А.П. Чехова, тонкого писателя-психолога и отличного врача, говорится о некрасивой женщине, и из всех признаков некрасивости он ставит на первое место сутулость. Ведь и с хорошеньким лицом, красивыми волосами девочка не станет привлекательной, если она ходит ссутулившись, смотрит себе под ноги, при ходьбе пыль «загребает» ногами.

Значит, необходимо выработать себе стройную осанку. Как это сделать, ты узнаешь дальше.

Как видишь, читатель, наши с тобою «уроки здоровья» могут помочь в разных жизненных ситуациях.

Но бывает, что кого-то свалил жестокий недуг, а человек ему не поддался. Самый яркий пример — жизнь Николая Островского. Его книга переведена на многие языки народов мира, она живёт и воспитывает, зовёт к борьбе.

Подвиг Островского повторили и повторяют десятки людей: учёных, писателей, учителей, рабочих… Несмотря на тяжелейшие обстоятельства, они не теряли присутствия духа, находили свое место в жизни.

Меня лично более всего поразил подвиг Героя Советского Союза Зинаиды Михайловны Туснолобовой-Марченко. 2 февраля 1943 года в бою с фашистами она была ранена и долгое время находилась на морозе. Через 10 дней в госпитале ей ампутировали правую ногу выше колена, правую руку выше локтя, кисть левой руки, полстопы левой ноги. Отважная женщина получила массу тёплых писем от фронтовиков; ее именем назвали самолёт; выпущенные сверх плана пять танков Т-34 отправили на фронт с надписями: «За Зину Туснолобову».

В годы войны она выступала перед рабочими оборонного завода. Её принесли на носилках прямо в цех.

Кончилась война. Зинаида Михайловна смогла трудиться, у нее хорошая, дружная семья, выросли сын и дочь.

Так сила духа, сила воли, вера в свои возможности помогают преодолевать физический недуг.

Конечно, жизнь людей складывается по-разному, каждый человек, его организм имеет свои особенности, но много есть и общих закономерностей, знать которые необходимо.

К таким закономерностям относится ритмичность.

У замечательного писателя М.М. Пришвина есть маленький рассказ «Золотой луг». Вот отрывок из рассказа. «Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков… Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой… К вечеру луг опять позеленел… Оказалось, что он (одуванчик) сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым».

Ещё в начале XVIII века стало известно, что для всех живых организмов важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Учёные установили, что у человека около сорока разных процессов подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.

Для переваривания пищи требуется примерно три часа, поэтому рекомендуют есть через три-четыре часа, лучше всего четыре раза в день. Заниматься тоже следует ритмично: 45 минут — работа, 10-15 минут — отдых.

И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определённому ритму, ибо ритмичность есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем успевать.

А теперь подошёл черёд и последнего закона. Заключается он в том, что, добиваясь поставленной перед собой цели, нужно одновременно соблюдать постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности. Как говорят в таких случаях учёные, необходим комплексный подход.

Пожалуйста, читатель, не забывай об этом.


Читайте ещё:
Поделиться в социальных сетях:

Анекдот:

... И стали они жить-поживать, да бока нажирать...