Правильное похудение

Организация правильного режима питания

организация питания

Употребление с продуктами тех или иных веществ в достаточном количестве ещё не говорит о правильности питания.

Питание должно быть рациональным, то есть отвечать физиологическим потребностям организма. Оно прежде всего должно быть сбалансировано по основным факторам и соответствовать энергетическим затратам. Большое значение для хорошего использования пищи имеет правильно построенный режим питания. Под режимом питания подразумевается число приёмов пищи, интервалы между ними, количественное и качественное распределение пищи в течение дня.

В подростковом и юношеском возрасте целесообразно четырёхразовое питание с четырёхчасовым интервалом. По данным Института питания АМН при четырёхразовом питании усвояемость белка составляла 82-84%, при трёхразовом — 75-76%. Немалую роль на аппетит и выделение пищеварительных соков оказывает внешний вид пищи, ее вкусовые качества, аромат, температура. Большое значение имеет и окружающая обстановка. К факторам, отрицательно влияющим на аппетит, относится еда наспех, перехватывание на ходу булочек, конфет, сладостей. Употребление сладостей в промежутках между приёмами пищи понижает выделение желудочного сока к моменту принятия основной пищи. Попадая в такой желудок, она долго задерживается и хуже усваивается.

Важным звеном при рациональной организации режима питания является соблюдение определённых, строго установленных часов приёма пищи. Они зависят от общего режима дня (подъёма, ухода на занятия, работу, возвращение домой).

Первый приём пищи — полноценный завтрак — учащиеся должны получать до начала учебной и трудовой деятельности. Необходимость полноценного завтрака диктуется тем, что он предшествует периоду активной деятельности (учёба, работа на производстве), требующей много энергии.

Второй приём пищи — обед из 2-3 блюд. Первое блюдо — супы мясные, овощные, молочные. Отвар мяса или овощей является сильным возбудителем желудочного сока и, следовательно, способствует лучшему перевариванию и усвоению всего обеда. Второе блюдо — наиболее питательная часть обеда — мясо или рыба с гарниром. Третье блюдо сладкое (кисель, компот, фрукты), которое для своего усвоения почти не требует пищеварительных соков. Для возбуждения аппетита перед обедом полезны закуски (салаты, винегреты). Они способствуют выделению пищеварительных соков и улучшают пищеварение. Острые закуски, содержащие много перца, хрена, горчицы, в питании подростков и юношей не желательны, так как ведут к раздражению слизистой оболочки желудка и кишечника. Горькие овощи: редьку, чеснок, лук целесообразно применять для закусок в умеренном количестве.

Третий приём пищи — полдник, состоящий из питья и мучных изделий (булочка, печенье, бублик). В качестве питья рекомендуются молоко и молочнокислые продукты (простокваша, кефир, ряженка, ацидофилин), которые должны стать неотъемлемой частью суточного рациона учащихся.

Четвёртый приём пищи — ужин из двух блюд: молочных, крупяных, овощных и питья. На ужин не следует давать мясные и рыбные блюда, так как вследствие возбуждающего действия белков нарушается спокойный сон. Предложенный режим питания может быть рекомендован для использования во время теоретических занятий в средних специальных учебных заведениях.

Продуктивность занятий, работоспособность и самочувствие учащихся во время подготовки к экзаменам в большой мере зависят от правильной организации питания. При этом нельзя забывать, что в весенний период года существенно снижается потребление витаминов с пищей, что может вызвать так называемое «гиповитаминозное состояние», проявляющееся обычно в виде ухудшения общего самочувствия, более быстрого наступления утомления во время занятий. В этот период желателен ежедневный приём поливитаминов. Однако при этом необходима предварительная консультация с врачом для определения правильной дозировки витаминов. Режим питания учащихся, занятых на производстве, может быть несколько иным. Вторым приёмом пищи вместо обеда может быть полноценный горячий завтрак, принятый в обеденный перерыв. Обедать же можно после работы. Ужин в этом случае должен иметь несколько меньшую калорийность по сравнению с ужином, которому предшествует полдник.

Независимо от построения питания важно, чтобы учащиеся как во время теоретических занятий, так и находясь на производстве, обязательно принимали горячую пищу (обед, горячий завтрак или хотя бы бутерброды и питье). Интервалы между приёмами пищи должны составлять не более 5-6 ч. С учётом возрастных особенностей за этот период времени любая пиша практически полностью переходит из желудка в кишечник. Увеличение интервалов между ее приёмами сопровождается неприятными ощущениями в области желудка, связанными с «голодной секрецией» и двигательной активностью голодного желудка. С физиологической точки зрения, целесообразно на приём пищи в среднем отводить не менее 30 минут, так как при меньшем времени она недостаточно разжёвывается, не успевает как следует пропитаться слюной, желудок быстро наполняется, что затрудняет секрецию.

Одним из важных условий правильного режима питания является распределение пищи в течение дня по объёму. От объёма пищи зависит чувство насыщения. Так, достаточная по калорийности и питательной ценности, но малая по объёму пища не будет сытной. Избыточное количество пищи также не желательно, так как нарушает нормальную функцию пищеварительных органов (ведёт к растяжению стенок желудка с последующим развитием его атонии). Питье воды во время еды также не желательно. Вода не только увеличивает объем желудка, но, разбавляя его содержимое, замедляет пищеварение. Суточный объем пищи вместе с выпиваемой жидкостью должен составлять 2,5-3 кг. Завтрак должен составлять 600 г (400 г на основное блюдо и 200 г на горячие напитки); обед — 1000 г (500 г на первое блюдо, 300 г на второе и 200 г на третье); ужин — 500 г (300 г на основное блюдо и 200 г на питье); полдник — 300 г. Указанные объёмы представлены без учёта хлеба.

Правильное распределение суточной калорийности рациона питания предусматривает употребление продуктов, богатых белками (мясо, рыба), преимущественно во время завтрака и обеда; овощные, крупяные и молочные продукты — за ужином и полдником.

Разнообразный и правильно построенный ассортимент продуктов и блюд играет важную роль в повышении аппетита, усвоении необходимых питательных веществ и обеспечении молодого организма энергетическими запасами. Необходимо помнить, что рациональная организация питания учащихся — важный момент в повышении их успеваемости и укреплении здоровья.


Читайте ещё:
Поделиться в социальных сетях:

Анекдот:

... И стали они жить-поживать, да бока нажирать...