Правильное похудение

Самоорганизация для высокой продуктивности

Одним из основных условий поддержания высокой работоспособности в течение продолжительного времени является периодическое устройство кратковременных перерывов для отдыха.

Перерывы желательно устраивать через каждые 50-60 мин занятий. Длительность отдыха при этом не должна превышать 10-15 мин, иначе может снизиться «рабочий настрой». Совсем не обязательно отведённое для такого перерыва время заполнять целиком пассивным отдыхом. Лучше встать из-за рабочего стола, открыть форточку, сделать несколько физических упражнений из комплекса утренней физзарядки.

Активный отдых нередко оказывается достаточно полноценным даже в том случае, если просто несколько раз пройтись по комнате. Таким образом, движения, лёгкие физические упражнения во время напряжённого умственного труда будут играть роль своеобразных «физиологических стимуляторов». Временно устранить утомление можно также ополаскивая холодной водой лицо, шею и ступни ног.

Через 2,5-3 ч после начала работы целесообразно сделать более длительный перерыв с приёмом пищи (второй завтрак), после чего можно возобновить занятия ещё на 3-4 ч. Затем надо пообедать и отдохнуть, желательно на свежем воздухе (не менее двух часов).

Другие занятия (просмотр кинофильмов, телевизионных передач, игра в шахматы или шашки, чтение художественной литературы), увеличивающие и без того большую умственную нагрузку, по возможности следует сократить. Подобный режим занятий и отдыха при подготовке к экзаменам поможет обеспечить высокую работоспособность в течение продолжительного времени.

При подготовке к экзаменам некоторые учащиеся имеют вредную привычку — работать в поздние вечерние и ночные часы. Ночная работа является менее эффективной, чем дневная. Кроме того, после занятий в ночное время учащиеся обычно недостаточно отдыхают днём, в результате чего в организме накапливается утомление: после одного раза работы в ночное время следует несколько дней вялого, малопродуктивного труда. Систематические занятия по ночам изнуряют нервную систему и приводят к хроническому состоянию сонливости. Каждый знает, как трудно преодолевать сонливость и как непродуктивно протекает работа у человека, борющегося со сном. Меньшая продуктивность умственной работы в ночное время имеет и биологическое обоснование. В течение многих столетий человек привык использовать для труда светлую часть суток. В его организме выработался определённый слаженный ритм жизненных процессов, при которых работоспособность наиболее высока в дневные часы и снижается до минимума в ночные. Некоторые учащиеся для борьбы со сном в ночное время и для кратковременного подъёма работоспособности прибегают ко всевозможным искусственным стимуляторам. Одни пьют крепкий чай или кофе, другие принимают различные фармакологические средства. Эти сильно стимулирующие высшую нервную деятельность средства после кратковременного положительного эффекта приводят в дальнейшем к существенному ослаблению функции коры головного мозга. К тому же у человека вскоре вырабатывается привычка к приёму этих стимуляторов: без них он уже не может продуктивно работать.

Педагогам необходимо убедить учащихся не только отказаться от занятий в ночное время, но и по вечерам прекращать напряжённую умственную работу не менее, чем за час до сна. Очень полезно перед сном совершить небольшую прогулку на свежем воздухе, принять тёплую, успокаивающую ванну. Соблюдение этих условий будет способствовать глубокому, спокойному, полноценному сну, что в свою очередь даст новый запас энергии для следующего трудового дня. Продолжительность ночного отдыха в этот напряжённый период должна составлять 8,5-9 ч.

Некоторые утверждают, что музыка, шум, разговоры будто бы не мешают им во время занятий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и как бы не замечать его, но отрицательное влияние этого шума все-таки будет сказываться на работоспособности. Утомление будет наступать значительно быстрее из-за того, что мозгу приходится тратить часть своей энергии на то, чтобы «задерживать» посторонние звуки от проникновения в сферу сознания. Совершенно очевидно, насколько невыгодна такая добавочная мозговая нагрузка. Таким образом, наиболее продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях полной тишины и покоя.

Особо отметим отрицательное влияние курения на умственную работоспособность. Некоторые курильщики ошибочно утверждают, что никотин прибавляет энергии и помогает работать. В действительности же, как показали результаты многочисленных исследований, курение не только не повышает умственную работоспособность, но и тормозит ее, а также снижает качество. Так, было установлено, что один и тот же человек при заучивании чисел гораздо лучше запоминал их, когда не курил. Даже две выкуренные сигареты снижали скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

В день экзаменов не следует приходить задолго до их сдачи. Длительное ожидание при напряжённом состоянии нервной системы ведёт к быстрому утомлению и, следовательно, к нежелательным результатам. В день сдачи экзамена нецелесообразно приступать к подготовке следующего экзамена.

Выполняя все перечисленные рекомендации, можно обеспечить организму учащихся средних специальных учебных заведений достаточно высокую работоспособность в течение всего периода обучения.


Читайте ещё:
Поделиться в социальных сетях:

Анекдот:

... И стали они жить-поживать, да бока нажирать...