Правильное похудение

Секреты мудрецов древней цивилизации

древние мудрецы

Обратимся к рассмотрению некоторых основных положений китайской медицины и философии.

Они достаточно полно сложились уже в середине первого тысячелетия до нашей эры. Именно тогда были записаны обобщающие концептуальные философские сочинения:

«И Цзин» (Книга Перемен),
«Дао Дэ Цзин» (Трактат о Дао и Дэ’ автора Jiao Цзы),
«Шэнь Нун» (Трактат о лекарственных средствах императора Шэнь Нуна),
«Хуан Ди Нэйцзин» (Трактат О Внутреннем Желтого Императора Хуан Ди),
«Наньцзин» (Трактат Трудные Вопросы).

В дальнейшем мы будем упоминать эти тексты, называя их Канонами китайской медицины. В этих и других, не дошедших до нас сочинениях, излагались оригинальные взгляды мудрецов древней цивилизации на пространство, время, человека — его жизнь и смерть. Мы судим об этих представлениях, в основном, по классическим медицинским источникам, потому что в период царствования императора Цин Ши-хуана (259-210 гг. до н.э.) все книги по философии были уничтожены, кроме трактатов с медицинской направленностью.

Итак, в Трактате «О Внутреннем» (Нэйцзин) выделено девять основных категорий, или законов медицины. Там говорится: «От Неба и Земли происходит все великое множество предметов; и от Начала до Завершения ими управляют Девять законов.

  • Первый закон — это Небо.
  • Второй закон — это Земля.
  • Третий закон — это Человек.
  • Четвертый закон — Время.
  • Пятый закон — Звук.
  • Шестой закон — Ритм.
  • Седьмой закон — Звезды.
  • Восьмой закон — Ветер.
  • Девятый закон — Пространство…

В теле человека эти законы находят себе следующие соответствия:

  • Кожа соответствует Небу.
  • Плоть- Земле.
  • Кровь и пульсирующие сосуды — Человеку.
  • Связки — Времени.
  • Слух — Звуку.
  • Инь-Ян — Ритму.
  • Зубы, лицо, глаза — Звездам.
  • Энергия ци — Ветру.
  • Девять отверстий организма и триста шестьдесят пять его сосудов — Пространству».

Первые три закона — Небо, Земля и Человек символизируют весь комплекс взаимоотношений, которые только могут возникнуть между Космосом, непроявленной Природой и объединяющей их серединой, которую представляет человек.

Философ Мэн-цзы (прибл. 327-289 гг. до н.э.) объясняет эти три закона с позиции внутреннего сознания человека:

«Тот, кто до предела совершенствует свое внутреннее сознание, тот познает свою природу (Землю); тот, кто познает свою природу, тот познает Небо».

В трактате начала нашей эры Наньцзин — «Трудные вопросы» — законы Небо, Земля и Человек проявляются специальным органом «три обогревателя» (сань-цзяо), где верхний обогреватель соответствует Небу, средний — Человеку, а нижний — Земле. В области исследования пульса на лучевой артерии руки также выделяется три уровня, следующих Небу, Человеку и Земле, — верхний, средний и нижний. Более подробно, о характеристиках «трех обогревателей» и о пульсах речь пойдет дальше.

Что касается категории Времени, то она участвует, например, в суточных и сезонных изменениях активности важнейших органов и в циркуляции жизненных сил и крови по организму. Так, в трактате Наньцзин говорится, что «за целые сутки, пока из водяных часов клепсидры изольется сто капель воды, питающая чистая энергия ин-ци и защитная мутная энергия вэй-ци совершат двадцать пять переходов в области Ян тела и двадцать пять переходов в области Инь тела, что составляет целый оборот энергии». Или, выводится зависимость между временем года и характером пульса человека: «От первого месяца до второго месяца весны правит Малый Ян. Силы ци природы в это время еще крошечные и малые. Потому и пульсовая волна наступает и отступает без своей обычной силы».

В отношение пятого закона «Звук», древние врачи полагали, что состояние любого явления может быть выражено звуком или вибрацией определенной частоты. Когда древний философ приступал к исследованию предмета, он обращал все внимание не на интеллектуальную его оценку, но на трансцендентальное интуитивное восприятие состояния его «энергетической вибрации». В Наньцзин говорится следующее:

«Тот, кто слушает и познает, именуется совершенномудрым…/он/ вслушивается в звуки и после этого приступает к лечению больного… Тот, кто познает внутреннюю сущность предметов, имеет мудрость, превосходящую все мыслимое.»

Получается, что уяснение биоэнергетического состояния пациента уже позволяет определять болезнь и выбирать методы лечения.

Обсуждая закон «Ритма», вспомним концепцию древних китайцев о первоэлементах, которые лежат в основе всех вещей и явлений. Одно из наиболее ранних упоминаний о ней мы встречаем в книге «Речи Царств» («Го Юй»): «На восьмом году правления Чжоусского Ю-вана (782-771 гг. до н.э.) историограф Бо, отвечая на вопросы чжэнского Хуань-гуна, говорил:

«А ведь гармония фактически рождает все вещи, (соединяя в себе субстанции с разными свойствами)…

Так, древние мудрецы смешивали Землю с Металлом, Деревом, Водой и Огнем, создавая благодаря этому все вещи». В дальнейшем, представление о взаимных переходах первоэлементов, а вслед за ними и всех им соответствующих предметов и явлений, выразилось концепцией «У-син», что значит «Пять переходов».

пять переходов

Пять плотных органов чжан — основа устроения организма — разделены по пяти первоэлементам.

пять первоэлементов

В эмоциональной сфере человека пяти первоэлементам соответствуют пять эмоций, а в духовной сфере — пять духов.

пять эмоций пять духов

А далее, выделяются пять цветов, пять звуков, пять сезонных вредоносных биоклиматических влияний на человека, пять видов жидкостей организма, и так далее.

Более подробно мы рассмотрим эти взаимодействия в следующих статьях, а сейчас упомянем, в связи с законом «Ритма», китайскую классическую «Книгу Перемен» («И-цзин»).

Существует Высший Предел, который разделяется в этом тварном мире на две силы: позитивную и негативную, Инь и Ян, Небо и Землю, прямую черту «–» и прерванную черту «—«. В их взаимодействии и единстве рождается третье, связующее начало, символ которого — Человек. Эти трое образуют восемь возможных сочетаний в виде триграмм «гуа».

триграммы гуа

Из триграмм составляют фигуры по шесть черт — гексаграммы — в их шестидесяти четырех возможных комбинациях. «Книга Перемен» указывает, что гексаграммы характеризуют ритмы любых, самых сложных взаимоотношений и процессов.

Среди ритмических характеристик, которым подчинена человеческая жизнь, выделяют дыхание, ритм пульса, смену дня и ночи, сезоны года и годичные циклы, в соответствие с которыми меняется активность функциональных систем организма. Следует заметить, что все ритмические исчисления производились по следующей шестидесятиричной системе: десять одних символов, именуемых «небесными пнями», и двенадцать других символов с названием «земные ветви» в своих сочетаниях дают шестьдесят пар. С помощью этих пар дают название каждому дню сезона.

Человеческая жизнь подчиняется закону «Звезд». Это означает влияния фаз Луны, движения планет, положения Солнца и звезд в зодиакальных знаках на здоровье и судьбу человека.

древние мудрецы

Законом «Ветра» определяется влияние ветров на самочувствие, а также состояние всего энергетического потенциала человека, обозначаемого понятием жизненные силы «ци». Более подробно мы рассмотрим их в специальной главе.

Законом «Пространства» определяется влияние болезни, присутствующей на том или ином плане нашего многомерного мира, на общий ход течения патологических процессов в организме. Это указывает на необходимость учета врачом «тонких» составляющих заболевания, например, тех, которые определяются экстрасенсорно. Древние философы были знакомы с явлением многомерности мироздания. Так, например, некоторые виды жизненной силы ци, движущейся по каналам внутри тела, представлены на более «тонких» пространственных мерностях.

Несколько отступая от общего хода изложения, заметим, что представления о многомерности составляли часть даосского учения о «внутренней алхимии», исследовавшего возможности познания многомерного мира через развитие сознания и через практику психофизических и медитативных упражнений йогического типа. Процесс этого самосовершенствования и обретения возможности управлять космическими законами считался сакральным.

Чтобы уберечь знания от непосвященных, они облекались в химические символы «лабораторной» алхимии. Древняя эзотерическая философия рассматривала человеческое сознание, как инструмент для проникновения в иные, высокие мерности пространства. Вместилищем сознания считалось сердце и его дух Шэнь. У средневекового философа Лу Цзююаня есть изречение:

«Четыре стороны, верх и низ обозначают пространство; прошлое и настоящее обозначают вечность. Пространство и вечность — это мое сердце, а мое сердце — это пространство и вечность».

Из этого и подобного этому представления о значении сердца и сознания китайский даосизм выдвигает стройную систему самосовершенствования и постижения человеком своей природы, единой с устроением всей Вселенной. Тот же философ провозглашает:

«Внутренние дела пространства и времени — это мои внутренние дела… Все предметы стоят, как деревья в лесу, в моем сердце величиною в квадратный цунь».

Можно долго обсуждать различные формы и методы подобного «внефеноменального развития» древнекитайских философов и врачей, но мы остановимся на уже сказанном и приступим к более подробному рассмотрению конкретных трудных вопросов китайской медицины.


Читайте ещё:
Поделиться в социальных сетях:

Анекдот:

... И стали они жить-поживать, да бока нажирать...