Правильное похудение

Как задерживать дыхание

как задерживать дыхание

Задержки дыхания стимулируют внутриклеточное дыхание, интенсифицируют производство биоэнергии и пранический обмен во всём теле, а также мощно воздействуют на вегетативную нервную систему. Благотворное воздействие Кумбхаки может испытывать на себе каждый, причём без какого бы то ни было риска, — в том случае, если он придерживается следующих правил:

а) Регулярно практиковать классические Асаны с тем чтобы позвоночник оставался гибким на всём своём протяжении.

Древние трактаты (в частности, «Йогасутры» — Патанджали) рассматривают Асаны в качестве стадии, предшествующей Пранаяме, далеко не случайно. Асаны тонизируют кровообращение, раскрывают капилляры и способствуют гармоничному распределению праны, освобождённой во время Пранаямы, и тем самым динамизируют организм без «коротких замыканий».

В теле человека, который не практикует Асан (такое тело характеризуется, главным образом, малоподвижным позвоночником) длительные задержки дыхания могут вызвать пранические расстройства, — не приводящие, впрочем, к каким-либо серьёзным последствиям, поскольку для того, чтобы все вернулось в норму, достаточно всего-навсего отказаться от практики Пранаямы. К упражнениям Пранаямы с задержками дыхания, длящимися более 40 секунд, рекомендуется приступать только после выполнения комплекса Асан.

б) Во время Пранаямы с Кумбхакой позвоночник должен быть как можно более прямым и вертикальным: таз всё-таки должен быть немного подан вперёд. Лёжа Пранаяму практиковать не следует.

в) Во время Пранаямы необходимо применять Мула Бандху, то есть сокращать и подтягивать анус, что воздействует на всю промежность. Нужно представлять свой позвоночник в виде столбика монет с дырками посредине, через которые пропущен шнурок. Поскольку во время Пранаямы — независимо от того, сознаёте вы это или нет — по спинному мозгу циркулирует значительные пранические токи, он не должен быть сдавлен ни в одном из своих отделов и свободно «свисать» в позвоночнике.

г) Практиковать нужно натощак. Если упражнения по замедленному дыханию без задержки могут выполняться в любое время суток, то в случае Пранаямы с Кумбхакой дело обстоит иначе. Время, которое должно истечь между последним приёмом пищи и сеансом Пранаямы изменяется, конечно, в зависимости от характера и количества принятой пищи, а также от индивидуальных особенностей практикующего.

У некоторых пища переваривается быстро, у некоторых — медленно, в особенности у симпатикотоников, которым эти упражнения, впрочем наиболее полезны. Если Пранаяма выполняется после Асан, то в данном случае проблема отсутствует, поскольку во время Асан желудок должен быть пустым. В других случаях перерыв между едой и практикой должен составлять от полутора до пяти часов.

д) ПОСТЕПЕННОСТЬ. Мы особо настаиваем на этом пункте, так как дыхание задерживать довольно легко и эта лёгкость зачастую оказывается причиной беспорядочной практики Кумбхаки неподготовленными лицами. Иногда такая практика вызывает появление чувства эйфории, что в свою очередь, может заставить практикующего увеличить продолжительность и частоту задержек. Однако за этим следует, как правило, лихорадка и жар.

Во время Пранаямы тело разогревается — это нормальное явление, о которым мы уже говорили: но такое состояние не должно продолжаться в течении часов. После сеанса Пранаямы оно должно быстро исчезать. Повышение температуры, как таковое, не является каким-то неблагоприятным последствием; однако оно является предупреждением. Нередко практикующие так пугаются повышения температура, которое само по себе безвредно, что отказываются от задержек дыхания вообще. Для того, чтобы этого не происходило практику Пранаямы следует развивать очень постепенно, постепенно увеличивая как длительность задержек, так и их количество.

е) В чём состоит наиболее распространённая ошибка, допускаемая новичками при задержке дыхания?

Ошибка проста: они надуваются, пытаясь вобрать как можно больше воздуха, полагая, что максимально «загрузив» лёгкие, они дольше продержатся. В действительности же важен вовсе не последний вдох, поскольку не он определяет длительность задержки. Количество кислорода в воздухе, попавшем в лёгкие при вдохе, представляет собой небольшую величину по сравнению с количеством кислорода, переносимого кровью; последняя же величина зависит от предыдущих вдохов, характера предыдущего дыхания. Поэтому задержки дыхания следует предварять полным, глубоким и медленным дыханием, или же упражнением по гипервентиляции, таким как Капалабхати.

Глубокое и частое дыхание во время Капалабхати приводит к массивному выводу СО2 и поэтому ДОЛЖНО сопровождаться задержкой для восстановления нормального содержания химического равновесия крови, ведь он является одним из основных её элементов. Правильная задержка дыхания требует предварительного осуществления минимум пяти полных йогических дыханий, причём без того, чтобы последний вдох был самым большим; к концу вдох замедляется для того, чтобы незаметно перейти в полную остановку дыхания. Во время задержки в ещё большей степени, чем во время глубокого дыхания, следует концентрировать своё внимание на том, что происходит в теле (особенно — грудной клетке) и прислушиваться к биению сердца.

ж) Если всё идёт хорошо, то через несколько секунд после начала задержки сердце несколько замедляет свой ритм и начинает биться спокойно и сильно. Затем появляется сознание циркуляции крови, которое проявляется в форме пульсации, ритмично сотрясающей грудную клетку. Эти реакции нормальны. Через некоторое время — оно различно для разных людей — организм начинает ощущать потребность в воздухе. Начинающий не должен особо противиться этому желанию и позволить выдоху произойти самому, почти незаметно. Для облегчения контроля выдоха некоторые йогины рекомендуют перед самым его началом вдохнуть несколько кубических сантиметров воздуха.

з) Выдох должен быть медленным, непрерывным и полным. Он должен кончаться усиленным выдыханием последних остатков воздуха путём сокращения межрёберных и брюшных мышц.

Задержите на две или три секунды дыхание, после чего начинайте медленный вдох. Следует избегать как резкой блокировки дыхания, так и резкого её прекращения. И в первом, и во втором случае необходим плавный переход. Если вы неспособны проконтролировать выдох, это свидетельствует о том, что вы перестарались с задержкой. Поэтому не следует задерживать дыхание до того момента, когда вы уже готовы лопнуть и, естественно, спешите опорожнить лёгкие, чтобы набрать нового воздуха.

Следует контролировать все фазы, включая и вдох и выдох. Если затянувшаяся задержка заставила вас вдохнуть воздух слишком быстро после поспешного выдоха, то не беспокойтесь, ничего страшного в этом нет. Это значит лишь то, что вам необходимо вернуться на предыдущую стадию и сократить время задержки.

По мере развития практики вы можете продлевать задержки до тех пор, пока не начётся некоторая борьба между вашим дыханием и вами. Со временем практика задержки дыхания может быть доведена до появления чувства усталости, но не чувства задышки: до начала потения, но не до появления испарины. В это время в организме происходит особая вибрация.

«Адепт должен практиковать Кумбхаку до тех пор, пока он не почувствует, что прана проникла во всё тело от макушки до пальцев ног; затем он должен немедленно выдыхать через правую ноздрю»
(Хатха Йога Прадипика, 2,49).

Пранаямы с задержкой дыхания хорошо практиковать сериями по 5-6 Пранаям, отдыхая между сериями по нескольку минут. Вы с удивлением отметите, что задержка дыхания во время второй серии происходит намного легче, чем во время первой. Задержки дыхания мощно стимулируют печень, которая сокращается, выпуская в кровь значительное количество красных кровяных телец; после нескольких глубоких дыханий такая кровь, обогащённая как кислородом, так и красными тельцами, позволит задерживать дыхание намного легче и дольше.

Не работайте с секундомером; это чисто западное увлечение отражает погоню за «совершенстовом», которое противоречит не только духу Йоги, но и интересам практикующего, поскольку в попытках выяснить границы своих возможностей он начинает пересиливать себя — со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, в целях констатации фактических результатов, изредка применим и такой контроль.

Примечание:

Если вы практикуете задержки дыхания продолжительностью более 10 секунд, то необходимо сопровождать их Джаланадхара Бандхой.


Читайте ещё:
Поделиться в социальных сетях:

Анекдот:

... И стали они жить-поживать, да бока нажирать...