Правильное похудение

Рациональная организация производственного обучения

В средних специальных учебных заведениях уделяется большое внимание производственному обучению учащихся, которое осуществляется в период производственной практики, а также во время занятий в мастерских. В это время учащиеся приобретают основные производственные навыки, столь необходимые им для будущей работы в различных отраслях народного хозяйства страны в качестве квалифицированных специалистов среднего звена.

Организация производственной практики учащихся подросткового и юношеского возраста (16-21 год), составляющих основную массу обучающихся в средних специальных учебных заведениях, имеет ряд специфических особенностей, связанных с незавершённостью их анатомического, функционального и психического развития. Поэтому нерационально организованный режим производственного обучения (значительная его продолжительность, отсутствие регламентированных перерывов), а также комплекс производственных факторов (шум, вибрация, дискомфортный микроклимат), нередко превышающих нормативные параметры для взрослого организма, могут привести к значительному утомлению и ухудшению качества работы.

При объяснении механизмов утомления физиология исходит из того, что вся деятельность человека представляет собой систему рефлексов. Система рефлексов, осуществляемых в процессе выполнения конкретной рабочей операции, направленной на решение определённой производственной задачи, представляет собой рабочий динамический стереотип, который все время совершенствуется, получая подкрепления в процессе трудовой деятельности за счёт суммации следов возбуждения, остающихся после каждого рабочего действия. Однако при длительном повторении рабочих действий вместо дальнейшего повышения работоспособности происходит ее снижение за счёт развития процессов запредельного торможения.

Проявление утомления и его степень зависят также от возраста, индивидуальных особенностей, функционального состояния центральной нервной системы, здоровья и питания учащихся.

Утомление — обратимый процесс: отдых способен снять его и восстановить утраченную работоспособность. Утомление можно рассматривать как своего рода защитную реакцию организма от возможного переутомления, весьма опасного для растущего организма. Поэтому чрезвычайно важно так дозировать работу, чтобы утомление не переходило в хроническое состояние — переутомление. Необходимо приведение производственной нагрузки учащихся в чёткое соответствие с их функциональными возможностями, с уровнем функциональной зрелости организма.

Один из основных путей решения проблемы борьбы с переутомлением — сокращение времени работы с одновременным введением такого режима труда и отдыха, при котором увеличивается двигательная активность организма (физические упражнения на работе, занятия физкультурой и спортом, соответствующий образ жизни в целом).

На протяжении рабочей смены прослеживаются шесть последовательных периодов изменения работоспособности. В начале рабочего дня происходит вхождение организма в работу, или врабатывание, в процессе которого учащийся приспосабливается к выполнению работы. В это время наблюдается повышение почасовой производительности труда. Затем следует период устойчивой работоспособности, когда производительность труда и работоспособность удерживаются на высоком уровне. Через 3-4 ч после начала работы замечается снижение работоспособности и производительности труда, иногда сопровождающееся жалобами учащихся на усталость, снижается точность и ловкость рабочих движений, возрастает число лишних движений. Наступает период утомления. Обычно в середине рабочего дня устраивают обеденный перерыв, после которого работоспособность восстанавливается не сразу. Вновь наступает период врабатывания, сменяющийся периодом устойчивой работоспособности. Однако этот уровень работоспособности бывает несколько ниже дообеденного. После 5-6 ч работы снова отмечается снижение работоспособности, соответствующее периоду утомления во второй половине рабочего дня.

Приведённая последовательность периодов изменения работоспособности весьма схематична и условна, причём каждый из периодов работоспособности может варьировать по продолжительности в значительных пределах. Так, период врабатывания, в зависимости от различных факторов, иногда завершается за 30-40 минут. Продолжительность этого периода зависит от многих моментов: характера деятельности и ее интенсивности, условий работы, возраста и пола работающих, степени тренированности, уровня квалификации. При длительном врабатывании признаки утомления могут возникнуть и развиваться несмотря на то, что учащийся так и не достиг состояния устойчивой работоспособности. Вот почему все меры, направленные на рационализацию производственного обучения, должны ускорять период врабатывания, продлевать период устойчивой работоспособности и отдалять ее снижение.

Динамика недельной работоспособности учащихся следующая. В понедельник, особенно в первые часы производственных занятий, работоспособность учащихся находится на относительно низком уровне. Самая низкая работоспособность — в субботу, наиболее высокая — во вторник и среду, к четвергу она снова снижается, но остаётся на более высоком уровне по сравнению с пятницей и особенно с понедельником и субботой. К началу каждого нового дня работоспособность восстанавливается, однако ее устойчивость каждый последующий день, начиная со среды, становится менее выраженной.

При составлении учебного расписания следует чередовать теоретическое и производственное обучение, так как смена видов деятельности предупреждает быстрое утомление. Для первокурсников и второкурсников наиболее целесообразен поэтому такой режим обучения, при котором умственный и физический труд (теоретические занятия и производственное обучение) чередуются через день. На последующих курсах обучения рекомендуется проведение сплошной производственной практики, поскольку, как показали гигиенические исследования, длительные перерывы между занятиями производственной деятельностью (5 дней и более) затрудняют закрепление трудовых навыков.


Читайте ещё:
Поделиться в социальных сетях:

Анекдот:

... И стали они жить-поживать, да бока нажирать...